Мэр Москвы запустил завод композитных материалов

Печать

Мэр Москвы С.Собянин, председатель правления ОАО «Роснано» А.Чубайс и генеральный директор ЗАО ХК «Композит» Л.Меламед запустили первую очередь производства тканей из современных композитных материалов, изготовленных на основе углеродного волокна.

С.Собянин принял участие в запуске производства новых композитных материалов на территории инновационного развития «Москвич»

Производство компании ЗАО «Препрег — современные композитные материалы» с проектной компанией «Роснано» размещено на базе территории инновационного развития (ТИР) «Москвич». «Мы присутствуем при запуске действительно уникального, замечательного производства. Это будущее промышленности Москвы», — заявил Мэр.

«Материал, который здесь изготавливается, способен совершить революцию в авиастроении», — заявил А.Чубайс и добавил, что уже достигнуты договоренности с Российской авиастроительной компанией об использовании материалов (препрегов) при строительстве гражданской и военной авиатехники. По его словам, новые материалы могут быть с успехом использованы в судостроении, производстве автомобилей и строительстве. А.Чубайс особо отметил, что производство было налажено за три месяца на территории 1,3 тыс. кв. м, далее его планируется расширить до 50 тыс. кв. м. Л.Меламед поблагодарил Мэра Москвы за решения, принятие которых позволило организовать производство.

Первый заместитель генерального директора ЗАО ХК «Композит» В.Хлебников продемонстрировал Мэру образцы препрегов и рассказал о работе станков немецкой фирмы Dornier, на которых и производятся материалы. На первом станке будет производиться углеродная ткань для строительства и ремонта инженерных конструкций. Второй станок будет производить углеродную ткань для авиастроения. На третьем станке выпускается углеродная ткань саржевого плетения, применяемая в судостроении и автомобилестроении, ветроэнергетике и других отраслях промышленности.

Далее А.Чубайс и Л.Меламед подписали договор о создании на базе ТИР «Москвич» наноцентра, который будет специализироваться на производстве композитных материалов.

А.Чубайс пояснил, что наноцентр учрежден и для создания стартапов с целью использования новых материалов. «Таким образом, здесь возникает и инфраструктура, и, соответственно, стартует бизнес», — прокомментировал А.Чубайс учреждение наноцентра на территории ТИР «Москвич».

http://mos.ru


По сравнению с традиционными конструкционными материалами (алюминием, сталью и др.), композиционные материалы на основе углеродного волокна обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками — прочностью, сопротивлением усталости, модулем упругости, химической и коррозионной стойкостью при существенно меньшей массе.

Новый участок оборудован тремя ткацкими станками фирмы Dornier (Германия):

на первом станке будет изготавливаться углеродная ткань для строительства и ремонта инженерных конструкций. Производительность этой установки составит 600 кг, или 1200 квадратных метров углеродной ткани в день. К примеру, материал, произведенный на станке в течение года можно использовать для усиления строительных конструкций суммарной длиной в 1000 км при ширине в один метр;

второй станок будет производить углеродную ткань для авиастроения. Его мощность составляет 70 кг в день, что позволит в год произвести детали для 20 боевых истребителей;

на третьем станке выпускается углеродная ткань саржевого плетения, применяемая в судо- и автомобилестроении, ветроэнергетике и других отраслях промышленности. Производительность станка — 60 кг в день.

Также в рамках нового производства создана испытательная лаборатория.

Мощности ткацкого производства к 2013 году составят 1 000 тонн материалов в год, а к 2015 году будут доведены до 2 000 тонн в год.

«В мире современные композиты все увереннее вытесняют „классические" материалы. Одним из ярких примеров может служить строительная отрасль, в которой ткани на основе углеродного волокна используются, в том числе, для армирования бетонных конструкций. Уже сегодня при помощи композиционных материалов компании „Препрег-СКМ" отремонтированы мосты в Саратовской области и Республике Татарстан. К примеру, в Татищевском районе Саратовской области после внешнего армирования конструкций моста тканями на основе углеродных волокон его грузоподъемность увеличилась с 20 до 82 тонн, а ремонт обошелся дешевле на 45% по сравнению с использованием традиционных технологий. И это только один из примеров возможного использования препрегов», — отметил управляющий директор РОСНАНО Дмитрий Пимкин.

«Результатом пуска участка станет производство конкурентоспособных на мировом рынке тканей на основе углеродного волокна и высококачественных препрегов для нужд авиации и космоса, строительства, реконструкции и мостостроения, электроэнергетики, нефте- и газодобычи, трубопроводного транспорта, судо- и автостроения, медицины и ветроэнергетики. Наша цель — расширить сферы применения полимерных композиционных материалов на основе углеродного волокна, а также сформировать рынок углекомпозитов в России», — сказал генеральный директор ЗАО «ХК „Композит"» Леонид Меламед.

Препреги —  это полуфабрикаты производства полимерных композитов. Препрег — материал, получаемый пропиткой армирующей волокнистой основы точно дозированным количеством равномерно распределенного полимерного связующего (на изображении соотношение компонентов не соблюдено). Поверхность армирующего материала (углеродные и стекловолокна) наномодифицирована электрохимическим, плазмохимическим травлением или нанесением наночистиц. полимерные эпоксидные связующие наномидифицированы добавлением полиимидных олигометров.