С приходом нового мэра Москва пересмотрела свою бюджетную, строительную и транспортную политику, сделав курс на открытое правительство и новые технологии. Москвичи в целом довольны новым курсом, хотя отдельные идеи вызывают порой серьёзное сопротивление.
Минувший год прошёл в столице под знаком глобальных перемен практически во всех сферах жизни города. Объявленная Сергеем Собяниным концепция "город для жизни, для людей" выразилась в ряде ключевых изменений.
Бюджетное программирование
В первую очередь, столичное правительство перешло к программному принципу планирования бюджета. В итоге было разработано 17 городских целевых программ, рассчитанных на пятилетний срок. В итоге, 16 из них были одобрены Московской городской думой и приняты правительством Москвы. Жаркие дискуссии, не позволившие в этом году принять программу, вызвал лишь проект "Защита окружающей среды". Власти и экологи так и не пришли к компромиссу по этому вопросу.
Среди самых приоритетных программ оказались "Столичное образование", "Столичное здравоохранение" и целевая программа по развитию транспорта.
"Главная цель всех проводимых нами реформ - это создать из города для чиновников и сверхприбыли комфортное место проживания для простых людей, - подчеркнул мэр, отчитываясь перед Мосгордумой в октябре этого года. – Мы должны переломить тенденцию последних десятилетий и создать совершенно другой современный мегаполис".
В целом программы были одобрены экспертным сообществом. В конце ноября была принята комплексная сводная программа развития города до 2016 года, объединившая в себе весь комплекс мероприятий.
Волшебные полосы
В комплексе этих программ наиболее важной и животрепещущей оказалась транспортная. В частности, столичный градоначальник объявил о новой концепции - приоритете общественного транспорта над личным, так как по-другому решить проблему с московскими пробками практически нереально.
Однако ряд нововведений, особенно выделенных полос для общественного транспорта, вызвал острые дискуссии не только у самих автовладельцев, но и в Московской городской думе.
В результате, заместителю мэра по вопросам транспортной инфраструктуры Николаю Лямову пришлось отчитываться перед депутатами о проделанной работе и даже оправдываться за некоторые неуспехи и недочёты.
"Мы привыкли, что автобусы - в основном подвозящий к метро транспорт. К примеру, у нас нет маршрутов от МКАД до центра, что, на мой взгляд, не правильно, - подчеркнул он. – Нужно менять саму сеть и сознание людей, чтобы наземный транспорт в центре стал альтернативным средством передвижения".
Между тем, эксперты видят проблему столичных дорог не в полосах, а в самой планировке города и менталитете жителей. Именно кольцевая-радиальная планировка и сосредоточенность всех рабочих мест в центре, по мнению руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина, виновата во всех транспортных бедах Москвы.
"Во всех городах мира есть коэффициент перепробега – отношение расстояния между объектами по воздуху и по дорогам. В нормально спланированном городе он составляет максимум 120%, в Москве, по данным на 2007 год – этот показатель превышает 150%", - подчеркнул Блинкин.
Помимо этого в Москве активно строятся перехватывающие парковки и пересадочные узлы, которые призваны облегчить дорожную ситуацию в центральной части города.
Столичный марафет
Ещё одной инициативой Сергея Собянина, вызвавшей серьёзный общественный резонанс, стала веерная укладка мостовых тротуарной плиткой вместо привычного асфальта. Главным аргументом был презентабельный внешний вид, как в большинстве крупных мировых городов. Однако у этой благой инициативы нашлись противники, причём не только среди рядовых москвичей, признавших её неудобной, но и среди законодателей.
"Идея замостить Москву плиткой мне представляется апофеозом театра абсурда, - сказал Firstnews депутат Госдумы Андрей Клычков. - Неужели в городе уже решены все остальные проблемы и в бюджете завалялись лишние деньги? Всем известно, что красиво это только летом, а зимой по плитке невозможно ходить, потому что она покрывается льдом".
В городе даже стали поговаривать, что сам мэр заинтересован в этом проекте, а все производство принадлежит его супруге. В связи с этим Сергею Собянину пришлось публично отречься от этих обвинений, заявив, что его жена никакого отношения к этому проекту не имеет.
Также власть активно занялась наведением порядка в центре города, убрав рекламу с архитектурных памятников и запретив растяжки над столичными магистралями. Рекламщики также высказались крайне негативно по этому поводу, назвав это притеснением своих прав. Они упрекали власти в столь резком переходе к новым требованиям, что не позволило им перестроиться.
Вообще тема благоустройства была одной из ключевых в политике нового градоначальника. На уборку дворов, ремонт подъездов и жилых домов было потрачено немало средств городского бюджета и административных ресурсов. К примеру, к подрядным организациям стали предъявлять более жёсткие требования, а компании стали оцениваться по жалобам горожан.
Также новый стиль правления Сергея Собянина отличается новым, более технологичным подходом и открытостью столичных властей для населения. Так в сентябре был запущен интерактивный портал "Наш город", посвящённый всем 16 целевым программам. На нём любой желающий может ознакомиться с городскими программами и посмотреть, как они реализуются на деле.
Появился Call-центр при правительстве Москвы, в который поступают обращения и жалобы горожан на те или иные процессы, происходящие в городе.
Кроме того, отдельный портал по оценке служб ЖКХ призван повысить качество оказываемых услуг населению. Эксперты в целом позитивно оценивают эту тенденцию, которая, несмотря на некоторые издержки, показывает свою эффективность.
"Стоит признать, что работа мэрии с приходом Собянина заметно изменилась и стала более открытой. Что касается порталов, то это увлечение конкретного человека в его команде, который знает, как это делать, и заинтересован в этом", - считает Андрей Клычков.
Главным аргументом против этой тактики называют необеспеченность большинства населения интернетом и его малую информационную грамотность.
Сами горожане итоги первого года работы нового мэра оценили неоднозначно, полагая, что это слишком маленький срок, чтобы делать какие-то конкретные выводы.